Интересно

История Московской Области.

Не совсем, конечно, история. Текст взят из какого-то государственного проекта развития  Московской области. Очень длинно, но интересно.

poselok_mtchnikova (3)

 

…На протяжении веков на территории Московской области менялись системы расселения, которые отражали социальные, экономические и политические интересы общества. Следы древней пространственной организации прослеживаются и в современной структуре поселенческого, историко-культурного и транспортно-коммуникационного каркасов.
Наиболее древней является «прирусловая» система расселения. Археологические памятники, свидетельствующие о развитии такой системы по руслам рек Волжско-Окского бассейна и по берегам озер Мещеры, относятся к VI-VII вв. до н.э. В I в. н.э. на западе области по берегам рек Руза, Истра, Лама, Нара и других селились древние балтские племена. На севере и северо-западе по берегам рек Икша, Яхрома, Воря и Вожа — угро-финские племена. Первые городища, окруженные валами и рвами, возникли на крутых берегах рек Оки и Москвы в VII-VIII вв. в период расцвета дьяковской культуры. В VII-IX вв. возникли торгово-ремесленные поселения вдоль древнейшего Волжского пути, обеспечивавшего международные торговые связи.
Города, возникшие в Х-ХII вв., были форпостами княжеств: Волоколамск (1135 г.) — Новгородского, Можайск (1231 г.) — Черниговского, Коломна (1177 г.) — Рязанского, Москва (1147 г.), Дмитров (1154 г.) — Владимирского. Кремли городов Дмитрова, Коломны, Волоколамска до настоящего времени являются центрами их архитектурно-пространственной структуры. В XII в. активно развивалось и сельское расселение.
Многие города прекратили свое существование еще в домонгольский период в результате набегов кочевых племен. По письменным источникам известно около 50 исчезнувших городов на территории Подмосковья.
Выгодное экономико-географическое положение в центре русских земель и последствия татаро-монгольского нашествия, приведшие к уничтожению Черниговского и ослаблению Рязанского и Владимиро-Суздальского княжеств, выдвинули Москву в качестве ядра общей консолидации сил для отпора Орде.
Дорожная система Московской области начала складываться в эпоху появления гужевого транспорта в XI-XII вв. (Владимирский и Волоколамский тракты) и до сих пор сохраняет свою радиальную структуру.
В XIV в. расширение границ Московского княжества, татарские нашествия с юга и юго-востока, войны с Литвой и Речью Посполитой на западе, пограничные споры с соседними княжествами усилили значение оборонного строительства, стратегический характер радиальных дорог. Возникают города-форпосты у бродов через р. Оку — Серпухов (1339 г.), Кашира (1353 г.), на западе — Руза (1382 г.), Верея (1371 г.).
С XIV в. важнейшее оборонное значение играют монастыри, располагавшиеся нередко рядом с городами и являющиеся наиболее ценными объектами, формирующими современный историко-культурный каркас Московской области.
Главными в тот период были северные дороги на Дмитров и в особенности через возникший в середине XIV века Троице-Сергиев монастырь на Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострому и Вологду. Была еще одна дорога, ныне забытая (она отмечена на картах XIX века), на Переславль-Залесский, минуя Москву, от Коломны через Вохну (Павловский Посад). В конце XV века большое значение приобрела дорога на Тверь и Великий Новгород (как связь между государствами).
Уже в 1489 году существовали ямы (почтовые станции) от Москвы до Новгорода. Приблизительно с этого же времени формировались ямские дороги и на других направлениях от Москвы.
В XV-XVI вв., в период становления централизованного Русского государства и с развитием общегосударственного рынка, началось формирование радиальной структуры расселения вдоль трактов, при этом сохранялись элементы и приречной системы расселения, тяготевшей к рекам как наиболее дешевым транспортным путям.
Наибольшее развитие получили города, находящиеся на пересечении сухопутных дорог с водными системами: Коломна, Серпухов, Дмитров. Возникли новые села (Подол, Рогожский Ям), связанные с ямской гоньбой, притрактовой торговлей и обслуживанием.
С перенесением границ государства за пределы Московского края, с уменьшением опасности разорения от набегов земли вокруг городов заселялись все интенсивнее, особенно на юге. На основе складывающихся вокруг этих центров систем расселения сформировались уезды как структурные единицы территориального управления.
После ликвидации уделов города, ставшие государевыми посадами, сохранили функции административных центров округи — уездов. Ряд городов, основанных до XIII в., потеряли в XIV-XV вв. статус города в силу различных исторических и экономических причин — разорений от набегов, удаленности от больших дорог — и превратились в более мелкие волостные административные центры (Микулин, Старая Руза и другие).
Усилению роли Москвы как центра торговли способствовала сложившаяся к началу XVII в. устойчивая сеть водных и сухопутных дорог, радиально сходившихся к столице. Главной водной магистралью была Волга, с которой Москва соединялась речной системой Москва-река — Ока — Волга. От Дмитрова до Волги добирались по рекам Яхроме, Сестре, Дубне.
Из веером расходившихся от Москвы дорог в XVII в. главными считались дороги на Владимир (Владимирка и Стромынка), на Переславль (Переславка), на Дмитров и Бежецкий верх (Савеловская, Дмитровка), на Великий Новгород, на Волоколамск и Ржев (Волоцкая), на Можайск и Смоленск, на Боровск и Калугу (Боровская), на Серпухов и на юг — главная (Серпуховка, Крымская) — через Подол-Пахру, Лопасню (всего на юг было 4 дороги); на Рязань — одна по правой стороне Москвы-реки (Коломенка) через Бронницкий ям и Коломну, вторая — также через Коломну по левой стороне Москвы-реки (Брашевская) с ответвлением на Касимов через Егорьевский погост, третья — на Дон и на Рязань (Каширка) через Фроловский ям, Ситню и Каширу (новую).
Значительно повлияли на сложившуюся систему расселения исторические события Смутного времени на рубеже XVI-XVII вв. — Ливонской войны, крестьянское восстание Ивана Болотникова, нашествие польско-шведских интервентов. Были разрушены многие города, утрачены и больше не возродились отдельные сельские системы расселения.
С расширением границ Московского государства роль городов к концу XVII в. изменилась. Многие города оказались в глубоком тылу; жизнь в таких городах, как Серпухов, Коломна, Дмитров, Верея, замерла; их укрепления были заброшены и постепенно разрушались. Исключение составляли Зарайск и Можайск, который заменил утраченную Смоленскую крепость.
Архитектурно-пространственная организация русского города XVI-XVII вв. имела ярко выраженный характер: ядро составляла крепость-кремль и расположенный у ее стен торг. Крепостные стены и природные особенности делили город на ряд в той или иной степени обособленных территорий. Каждая из таких территорий воспринималась как самостоятельная структурная единица, прежде всего, благодаря заметности и четкости границ крепостных сооружений, которая усиливалась особенностями расположения по бровкам холмов, над незастроенными долинами рек, овражными системами, рвами и незастроенным опольем. В свободной планировке по характеру застройки и ландшафту явно различались кремль и отдельные слободы и посады. Наряду с ними в городах выделялись более мелкие территории — торги, храмы и монастыри. Они, как правило, занимали важные места в структуре города и были связаны с воротами, с основными дорогами, мостами. Центр в крепости отмечался, как правило, соборным комплексом и примыкающими к нему палатами, главный пристенный торг отмечался группой церквей. Для городов этого периода было характерно довольно сильное различие основных путей города и всей сети улиц и переулков. Связи слобод и отдельных частей посада между собой были развиты значительно слабее, чем основные пути, которые вели к центру города.
В общегородской структуре и в структуре посадов по функциональному и социальному признаку выделялось несколько типов слобод, различавшихся и градостроительными признаками: тяглые ремесленные слободы, дворцовые, военные, ямские, монастырские и владычные, загородные дворцовые, промысловые слободы, связанные с крупными сельскими угодьями (садами, огородами, рыбными водоемами), и другие. Четкое планировочное обособление отдельных слобод в большинстве малых и средних городов (например, в Волоколамске, Троице-Сергиевом посаде) объяснялось выраженным профессиональным составом проживавшего в них населения. Принцип иерархичности в построении древнерусских городов соответствовал не только социальному и функциональному зонированию, но и представлениям того времени о значимости каждого сооружения в общей структуре города.
В первой четверти XVIII в. была создана Московская губерния. По указу 1708 года к ней были отнесены 39 городов. В 1719 г. Московская губерния была разделена на девять провинций. Города Дмитров, Клин, Руза, Волоколамск, Можайск, Звенигород, Верея, Серпухов, Кашира, Коломна оказались в Московской провинции, Зарайск — в Переславль-Рязанской.
Основу экономики большинства городов в то время продолжала составлять торговля. В XVII в. жители приокских сел занимались судостроительным промыслом. За исключением наиболее крупных городов, остальные города Подмосковья имели преимущественно характер центра сельскохозяйственной округи; жители Дмитрова, Вереи, Звенигорода, Рузы, Клина, Каширы, Волоколамска, Можайска сами занимались сельским хозяйством.
Во время петровских преобразований на территории Московской области возникло около 20 мануфактур: железные, пороховые, кожевенные, полотняные, стекольные и хрустальные предприятия. Размещение мануфактур в сельской местности, вне городов, способствовало формированию фабричных сел и слобод, развитие которых стало частью процесса городообразования.
В XVIII в., в период становления Российской империи, Московский регион утрачивает значение столичного и приобретает функции хозяйственно-промышленного центра России. К числу наиболее развитых промышленных центров Подмосковья второй половины XVIII в. относились салотопенные производства в Коломне, серпуховские полотняные и дмитровские суконные мануфактуры, связанные с выполнением казенных и военных заказов.
К 1780 г. почти в каждом городе существовали кирпичные, кожевенные, солодовенные, салотопенные предприятия.
После указа 1769 года, разрешившего крестьянам заниматься промышленным производством, ускоренными темпами начинают развиваться ткацкие промыслы.
Рост Москвы, ставшей крупнейшим городом Европы, обогащение дворянства, необходимость управления поместьями повлияли на интенсивность строительства загородных усадеб, многие из которых сегодня являются выдающимися архитектурными ансамблями. В окрестностях г. Москвы в середине XVIII в. сложилось несколько крупных усадебных комплексов — Вороново (Подольский район), Кусково (ныне в черте г. Москвы), Архангельское (Красногорский район), Отрада в селе Семеновское (Ступинский район).
Планировочная структура регулярных парков петровского времени и сейчас прослеживается в подмосковных усадьбах Марфино, Дубровицы, Никитское, Измайлово, Аннино, Глинки и др. В композицию парков уже с конца XVIII в. активно включались прилегающие ландшафты. В этот период возникли ландшафтные картины такой убедительной силы и значения, что они на протяжении веков оставались и остаются главными в формировании облика и панорам поймы Москвы-реки, например, в Архангельском и Петрово-Дальнем.
В результате административной реформы Екатерины II были установлены границы Московской губернии. Ее основу составила бывшая Московская провинция. По указу 1785 г. Московская губерния учреждалась из 10 уездов. Одновременно в разряд уездных городов был переведен ряд сел и слобод.
В конце XVIII в. было проведено генеральное межевание территории всей России. Для всех городов были разработаны регулярные планы.
В 1784 г. были утверждены планы развития городов Московской губернии, разработанные на основе принципов классицизма. Города Московской области предстояло превратить в совершенные городские образования с правильной геометрической структурой. Решающее значение приобретала регулярная планировка, которую предстояло наложить на старую живописную структуру городов.
В соответствии с административной функцией городов генеральные планы предусматривали организацию общественных центров в виде публичных площадей с присутственными местами, торговыми комплексами и другими необходимыми зданиями. Кроме того, они закрепляли значение главных улиц и площадей, служивших основой композиции и организованного общественного фона города. Большое внимание в связи с этим обращалось на регулирование застройки, особенно в центральной части, где для строительства казенных и частных жилых зданий предусматривались «образцовые» проекты. Предусматривалось также благоустройство уездных городов. Генеральные планы учитывали противопожарные требования к застройке и планировке, их функциональное «зонирование» соответствовало санитарным нормам того времени.
Генеральные планы определяли четкие геометрические границы городов, очерченные земляными валами. Особое внимание уделялось главным дорогам, которые выходили из города и являлись продолжением его основных планировочных осей.
Для большинства малых городов уездного значения наиболее целесообразной была признана простейшая прямоугольная разбивка улиц с выделением осей, приходящихся на главные улицы и площади города. Характерна в этом отношении планировка Богородска, Никитска, Рузы, Клина, Бронниц, Можайска. Однако чем крупнее был город, тем заметнее сказывалось влияние рельефа местности; отдельные регулярно спланированные участки, скомпонованные под разными углами, образовывали свободную и живописную планировочную схему (Серпухов, Коломна, Кашира). Для планов Вереи, Воскресенска, Дмитрова, Звенигорода, Волоколамска характерна прямоугольная разбивка в сочетании с радиальной и косоугольной. В некоторых случаях в архитектурно-планировочной структуре исторических городов сохранялись элементы дорегулярной планировки (Кашира, Зарайск). Генеральные планы в большинстве случаев закрепляли местоположение старых сложившихся центров, дополняя их публичными площадями и общественными зданиями.
В рамках этих планов города развивались до 70-80-х годов XIX века, а большинство даже и до 30-60-х годов XX века. Структура застройки исторических городов Московской области в центральных частях до настоящего времени сохраняет элементы исторической архитектурно-планировочной организации.
В этот же период начались крупные преобразования в инженерном оборудовании территорий, соответствовавшие техническому уровню и социальным стандартам того времени. В конце XVIII в. по указам Екатерины II началось строительство инженерных, транспортных и гидротехнических сооружений: водопровода для нужд Москвы у села Большие Мытищи, строительство и оборудование почтовых станций на трактах, проводились работы по строительству улучшенного покрытия дорог, работы по улучшению судоходства по реке Москве со строительством плотин на всем протяжении реки.
В начале XIX в. экономическое и культурное развитие было приостановлено вторжением наполеоновской армии. Были выжжены и разграблены Можайск, Верея, Руза, Звенигород и Волоколамск, усадьбы и села.
Разорение московских мануфактур и возвращение мастеров в села способствовали развитию промышленности в селениях восточного сектора Московской области.
В 30-40-х годах XIX в. с переходом от мануфактурного к фабричному производству в Подмосковье возникли промышленные села: Глухово (ныне г. Ногинск), Никольское (ныне в черте г. Орехово-Зуево), Реутов, Балашиха, Раменское, Наро-Фоминск, которые располагались недалеко от месторождений глинистого сырья. Наиболее ценными являлись и являются сегодня тугоплавкие гжельско-кудиновские глины, которые использовались для изготовления керамики и фарфора (Гжельский керамический завод, Дулевская фабрика). Всего разрабатывалось около ста таких месторождений.
С 1826 по 1850 год между реками Сестра и Истра было построено 8,5 км Екатерининского канала. Канал функционировал недолго, так как в связи с постройкой Николаевской железной дороги утратил свое значение. Отдельные участки канала сохранились на территории г. Солнечногорска.
Во второй половине XIX в. Москва стала главным железнодорожным и торгово-промышленным узлом страны. Были построены железные дороги: Санкт-Петербург — Москва (построена на средства государства в 1842-1851 гг.), с 1855 г. — Николаевская; Москва — Сергиев Посад в 1862 г., Москва — Нижний Новгород в 1862 г., Москва — Павловский Посад в 1861 г., второй путь от Москвы до Владимира был построен в 1872 г., Москва — Рязань в 1865 г., Москва — Курск в 1868 г., Московско-Виндавско-Рыбинская железная дорога (Рижское направление) в 1869 г., Москва — Смоленск в 1870 г. (с 1912 г. — Александровская), Савеловская до Дмитрова в 1900 г., Павелецкая (одноколейная прошла через Каширу) в 1900 г., Москва — Подольск (Курское направление) в 1866 г. На станциях строились здания вокзалов по «образцовым проектам» и ряд вспомогательных помещений.
В начале XX в. на железных дорогах сложились промышленные поселения — Дедовск, Электроугли, поселок у металлургического завода вблизи станции Затишье (ныне г. Электросталь).
В 1908 г. Москву опоясала окружная железная дорога, соединившая все 9 железнодорожных вокзалов (ныне на территории г. Москвы).
В 1901 году пригородное железнодорожное сообщение осуществлялось в среднем на расстояние до 67-70 км по всем направлениям, кроме Савеловского и на Нижний Новгород.
В конце XIX в. началось развитие новых индустриальных центров. В подмосковных городах стали строиться заводы: по производству цемента (Воскресенск), машиностроительные (Подольск, Коломна, Дмитров), тяжелой промышленности (Климовск, Мытищи, Люберцы), появились текстильные центры (Высоковск, Солнечногорск, Щелково).
Еще в XVII-XVIII столетиях преобладающими породами деревьев в лесах на территории Московской области были дуб и ель, которые уничтожались в первую очередь при сельскохозяйственном освоении территорий и при заготовке дубовых бревен для строительства укреплений или сооружений длительного пользования, а хвойные — для постройки домов. Доля хвойных лесов, как и лесистость в целом, неуклонно сокращалась. Если в 1781 г. лесистость Московской области составляла 46,0%, то в 80-е годы XIX века — 39,6%.
В 1844 г. лесничим В. Грешнером в казенной лесной даче — Погонно-Лосином Острове — было положено начало искусственному лесовосстановлению в Московской области. Потом насаждения проводили лесничие Энгельгардт, Курбацкий. Однако широкомасштабные лесовосстановительные работы проводились только в XX веке.
Уже в первой половине XIX века в связи с резким сокращением лесных площадей были начаты работы по добыче торфа на топливо. К концу этого столетия на торфяное топливо переходит ряд железных дорог. И все же в конце XIX века в Московской губернии, как и в России, основу топливного баланса составляли дрова. По данным Д.И. Менделеева, потребление торфа в виде топлива в 1892 году составляло 88 млн. пудов, или 4,5%.
На торфяном топливе начали работать многочисленные текстильные предприятия Подмосковья. Их владельцы считали очень выгодным использование торфа на топливо. Добыча торфа имела сезонный характер (с мая по сентябрь). На торфоразработки привлекалась временная рабочая сила.
С последней трети XIX века общество «Электропередача» начало осуществлять подачу электроэнергии в Богородске и в Павловском Посаде.
Река Ока издавна была важнейшей транспортной артерией Московского бассейна Центрального региона России. С постройкой в 1911-1915 годах двух гидроузлов: Белый Омут и Кузьминск — большое значение приобрел водный транспортный путь Москва — Нижний Новгород. Коломенский речной порт осуществлял эксплуатационную деятельность на участке от шлюза Фаустова на Москве-реке до шлюза Белый Омут на реке Оке, далее вверх по Оке до города Озеры. Общая протяженность пути — 151 км.
На рубеже XIX и XX веков в поселениях появились социальные объекты: школы, больницы, лечебницы, амбулатории, детские приюты и богадельни.
По данным переписи 1897 года, территория Московской губернии составляла 29236,4 кв. версты (или 33271,0 кв. км). Население — 2433,4 тыс. человек, из них городское население — 1127,9 тыс. человек, сельское население — 1305,5 тыс. человек.
Самыми крупными городскими поселениями были: Серпухов — 24456 человек, Павловский Посад — 10020 человек. Средняя численность населения сельских поселений составляла 171 человек на 1 селение.
Численность других городов: Богородск — 11210 человек, Коломна — 20970, Егорьевск — 19241, Сергиев Посад — 25000, Зуево — 4900 (село Московской губернии), Орехово — 3099 (село Владимирской губернии).
Общее население городов, а также посадов и промышленных сел составляло 203050 человек без учета населения Москвы.
В первое десятилетие XX в. Москва быстро росла. Численность населения Москвы с ближайшими пригородами составила в 1912 г. 1,6 млн. человек, а площадь территории города — 17,6 тыс. га.
Создание в конце XIX — начале XX века промышленных предприятий в Орехово-Зуево, Богородске, Дрезне, Раменском, Яхроме сопровождалось строительством жилых поселков для рабочих с хорошим по тому времени уровнем благоустройства и культурно-бытового обслуживания.
В послереволюционный период изменились границы Московской губернии. В 20-х годах в нее вошла часть территорий смежных губерний (Рязанской, Тульской, Тверской) — Егорьевский, Каширский, Талдомский уезды, соответственно и города Егорьевск, Кашира, Зарайск, Талдом.
Значительные изменения произошли и в усадебном строительстве. В середине XIX в. были подорваны экономические основы жизни дворянских усадеб. Старинное дворянское поместье заменяется экономическими имениями и дачами (например, Абрамцево в Сергиево-Посадском районе). В конце XIX века все большее значение приобретает загородное дачное строительство и строительство особняков для нужд богатеющей буржуазии, купечества, чиновничества и интеллигенции.
Первоначально поселки застраивались достаточно хаотично, без каких-либо регламентаций. Когда же количество дачных местностей стало быстро расти, земства разработали правила о предварительной разбивке застраиваемых территорий на кварталы с дорогами шириной 10 саженей (1 сажень = 2,13 м), что обеспечивало и пожарную безопасность, и удобство проезда.
Широко применявшаяся однообразная разбивка на прямоугольные кварталы примерно одинаковой величины оживлялась разнообразием архитектурных решений каждого участка в отдельности. Центром поселка чаще всего был общественный парк — место отдыха и прогулок дачников. Рядом с железнодорожной станцией, главным местом притяжения, нередко строились зрелищные сооружения, рестораны, буфеты. Во многих поселках работали летние театры. Спортивная жизнь поселков была насыщенной и обеспечивалась спортивными площадками и полями, велосипедными дорожками.
Правила застройки дачных поселков в конце XIX — начале XX в. специально предусматривали сохранение участков леса. Нельзя было застраивать более трети дачного участка и устраивать глухие заборы, нарушающие естественные визуальные связи. При этом застройщик обязан был произвести компенсационные посадки на своем участке (сколько деревьев вырубил, столько и посадил новых на своем же участке).
Крупнейшими из дачных поселков уже в 1880-е годы были Люблино, Пушкино, Царицыно, Перерва, Кусково, Перово и др. На рубеже веков появился еще целый ряд поселков с дачными функциями. Впоследствии в них возникали промышленные предприятия или происходило слияние дачного поселка с близлежащим фабричным местечком, что ускоряло превращение дачного поселка в поселок городского типа.
В начале XX в. появились новые типы многоэтажных промышленных и жилых зданий, железнодорожных вокзалов, крытых рынков, универсальных павильонов. Благодаря дешевизне водного транспорта стала активно застраиваться и прибрежная зона рек, где также появилось много фабрик. В промышленном строительстве утверждает себя так называемый «кирпичный» стиль. Строительство крупных производственных зданий сопровождалось техническими нововведениями.
Одним из ранних опытов социально-благотворительного строительства в Подмосковье был поселок Богородско-Глуховской мануфактуры, в котором построили клуб с магазинами на первом этаже, больницу, родильный дом, училище и другие учреждения. На запруде притока Клязьмы организовали спортивный центр с купальнями, стадионом и велотреком, служащие селились в деревянных коттеджах, а рабочие жили в казармах и частных домах. Часть объектов — ремесленное и реальное училища, женская гимназия — были построены в центре Богородска, церковный комплекс (старообрядческий) — на его окраине.
В начале XX в. князь Шаховской передал часть владений (между городами Железнодорожный и Люберцы) под строительство очистных сооружений для г. Москвы.
К началу XX в. за счет строительства новых и расширения старых предприятий заметно возрос промышленный потенциал Московской губернии. Стала определяться и специализация городов: в Богородске, Щелкове, Зуеве, Серпухове, Егорьевске образовались текстильные центры, в Коломне, Кашире и Подольске развивалось машиностроение. Лишь западная часть губернии сохраняла преимущественно аграрный характер.
Значительно разрослись к этому времени окраины промышленных городов, где образовалось много новых хаотично застроенных рабочих слобод. Территориальный рост городов сопровождался и разрастанием их центров, захвативших не только площади, но и большие торговые улицы.
Приметой зарождающейся культурной жизни в этот период стало строительство первых клубов, кинематографов, театров, парков отдыха со спортивными и увеселительными сооружениями.
Рост промышленности и населения в ряде городов не привел к сколько-нибудь заметному повышению этажности застройки; всюду жилищный фонд был почти сплошь деревянный, малоэтажный. Размещение нового населения в основном шло за счет территориального разрастания городов. Лишь в начале XX в. в таких промышленных городах, как Серпухов, Коломна, Подольск, появились первые многоэтажные доходные дома с секционной планировкой, но они остались единичным явлением.
Для подмосковных городов не стала характерной и застройка улиц «сплошным фасадом», образующим улицы-коридоры. Напротив, благодаря разрывам сплошного фронта и малой этажности строений, здесь всюду удерживалась трехмерная характеристика города с объемным восприятием его ансамбля. Лишь только в некоторых городах (Серпухов, Подольск, Коломна) сложились небольшие фрагменты сплошной уличной застройки. В городах, где не было собственной промышленности, застройка оставалась такой же, какой она сложилась к середине XIX в.
Развитие промышленности происходило и во время Первой мировой войны, что было обусловлено размещением военных заказов на предприятиях Московской губернии.
В начале XX в., после выхода книги В.Н. Семенова «Благоустройство городов», имевшей большой резонанс в обществе, стала популярной идея создания поселения в виде города-сада. Осуществление такого замысла — строительство поселка для рабочих и служащих Рязанской железной дороги было предпринято на специально приобретенных для этого землях вблизи платформы Прозоровская. Начиная с 1913 г. и по 1917 г. были произведены разбивочные и подготовительные инженерные работы, построено несколько домов, заложена церковь, в основном построен больнично-санаторный комплекс. Работы по созданию поселка были продолжены в 1920-1930-х гг. (пос. Кратово).
В июне 1917 г. статус города получил Орехово-Зуево. В 1917-1930 гг. статус города получили: Люберцы, Мытищи, Озеры, Пушкино, Наро-Фоминск, Щелково, Раменское, Талдом, Люблино, Перово, Лосиноостровское, Кунцево, Кусково.
В 1926 г. в области было 32 города (без г. Москвы) и 57 поселков городского типа.
Многие города образовались путем слияния рабочих и фабричных поселков. Главным фактором, определяющим размещение объектов в то время, было обеспечение доступности рабочих к местам производства.
После гражданской войны в городах Московской области преимущественно развивались предприятия легкой промышленности.
В первые годы советской власти появилась новая категория поселений — рабочие поселки и поселки городского типа, к числу которых, как правило, относили поселения, располагавшиеся вокруг крупных железнодорожных станций, отдельных промышленных предприятий и строек, курортных центров и дачных поселков.
К 1925 г. длина участков пригородных линий железнодорожного сообщения возросла по всем направлениям в среднем до 100 км.
Опыт работы первой электростанции на торфе в Богородске позволил развернуть широкомасштабные работы по использованию торфа для целей энергетики. Первые электростанции (Каширская, Кашинская, Шатурская) были построены в 1920-е годы.
К 1932 г. треть всей электроэнергии в Московской области вырабатывалась на торфяных электростанциях.
В 1924 г. в Богородске была пущена первая линия электрического трамвая, а в Серпухове — первое автобусное сообщение.
В 1929 г., с началом первой пятилетки, Московская губерния с уездами получила статус области с новым районным делением ее территории. В границы области были включены земли соседних областей; ее территория увеличилась до 156 тыс. кв. км.
К концу 1920-х гг. качественные сдвиги наметились в жилищном строительстве. В эти годы развернулось строительство 3-4-5-этажных домов для рабочих в Подольске, Серпухове, Богородске и других промышленных городах области. Из-за острой жилищной нужды строилось довольно много общежитий. Был опыт проектирования и строительства домов-коммун, не получивший широкого распространения. В градостроительных проектах тех лет отразилось стремление заменить скученность старых городов новыми дезурбанистическими принципами расселения.
Большинство поселков возводилось жилищно-строительными кооперативами при промышленных предприятиях области, что придавало им вполне самостоятельный характер. Такой принцип строительства жилья при предприятии являлся продолжением традиций дореволюционного строительства рабочих казарм при фабриках и послужил основой для образования впоследствии ведомственного жилищного фонда, ведомственных населенных пунктов. С санитарно-гигиенической точки зрения такой подход к размещению жилых образований рядом с производством был порочным, что породило впоследствии немало проблем как социального, гигиенического, так и градостроительного характера.
На облик строящихся в это время жилых и общественных объектов заметно повлиял стиль конструктивизма.
В 1926 г. жилищный фонд городов и поселков составлял 3,6 млн. кв. м. К началу 1941 г. общая площадь жилищного фонда увеличилась более чем вдвое и достигла 7,8 млн. кв. м.
На рубеже 1920-1930-х гг. в Подмосковье была создана химическая промышленность. В Воскресенске был построен химический комбинат по производству фосфоритов. В Мытищах и Клину началась работа первых в стране фабрик искусственного волокна. Строились заводы пластических масс и химико-фармацевтический завод «Акрихин» в районе п. Старая Купавна. В Ногинске основные предприятия возникли в 30-е годы. В Дмитрове в 1934 г. была построена крупная трикотажная фабрика. Город Электросталь возник в 1938 году на базе завода «Электросталь». В 1941-1945 годах здесь был построен завод тяжелого машиностроения. Наряду с дальнейшим развитием текстильных производств в большинстве старых текстильных центров области появляются новые отрасли промышленности, среди которых особое место заняло тяжелое машиностроение.
Бурное развитие строительства потребовало коренной перестройки базы строительных материалов, реконструкции старых кирпичных заводов, создания новых мощных предприятий по производству цемента, строительных деталей, силикатного кирпича.
Во 2-й пятилетке в области были построены и введены в строй 33 новых крупных промышленных предприятия.
Новым в жизни Московской области в годы индустриализации стало строительство и развитие научно-исследовательских центров. В Кучино на базе основанного в 1904 г. Рябушинским первого в Европе аэрогидродинамического института был организован филиал ЦАГИ, там же была открыта обсерватория астрономического института им. Штеренберга. Появились научные организации, занимающиеся сельскохозяйственной проблематикой. В 1920-х гг. в г. Одинцово начинает работу Грибовская овощная селекционная станция, в Долгопрудном создается опытная станция, в Кунцево — НИИ лесоводства и механизации лесного хозяйства.
За годы предвоенных пятилеток был реконструирован Московский железнодорожный узел, началась электрификация железнодорожных путей. В конце 1930-х гг. для разгрузки Москвы было построено восточное обходное полукольцо, в годы войны завершилось строительство западного полукольца, и, таким образом, все сходящиеся к Москве линии были связаны между собой кольцом Большой окружной железной дороги. Современная структура железных дорог Московской области практически полностью была сформирована уже к середине XX в.
В целом в итоге индустриализации Подмосковье превратилось в область с высокоразвитой многоотраслевой промышленностью. Расширение топливной и энергетической базы, появление новых отраслей производства сопровождалось резким увеличением числа рабочих и служащих, ростом старых и возникновением новых городов.
Вторая половина 1930-х гг. ознаменовалась образованием в Московской области 10 новых городов: Шатуры, Ликино-Дулево, Ступино, Электросталь, Балашихи, Химки, Тушино, Ивантеевки, Калининграда, Солнечногорска. В 1940 г. статус города получили: Высоковск, Красногорск, Климовск, Дрезна, Краснозаводск, Рошаль, Реутов, Яхрома — все это были крупные промышленные центры. В них проживало более 50% населения области.
В соответствии с переписью 1939 года население Московской области составило 4,7 млн. человек, в том числе городское население — 2,1 млн. человек.
Для Московской области имело большое значение строительство канала Москва — Волга (1932-1937 гг.), давшего большой толчок для развития городов, расположенных непосредственно в зоне его сооружения, — Химки, Дмитрова, Яхромы. Общая протяженность канала составляет 128 км. При строительстве канала было перенесено на новые места 203 селения и г. Корчева; всего 40 тыс. отдельных строений. Канал стал не только важнейшим элементом транспортной структуры страны, но и крупнейшим инженерным сооружением Московской области с единым архитектурно-художественным оформлением от Москвы до Волги.
Особого внимания заслуживает анализ идеи и этапов формирования лесопаркового пояса Москвы.
Лесистость Московской области в первые десятилетия XX века сократилась по сравнению с показателями середины XIX века более чем в два раза и составляла в 1914 г. — 26,3%; в 1927 г. — 23,8%; в 1940 г. — 21,9%.
В 1935 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) был образован лесопарковый пояс Москвы, затем лесопарковый защитный пояс (ЛПЗП), который включал не только леса, но и все, в том числе застроенные, территории в радиусе 10-20 км от Москвы за пределами ее городской черты.
В этот период лесопарковый защитный пояс Москвы был неотъемлемой частью ее планировочной структуры. Он насчитывал сначала 168,6 тыс. га, а позднее 149,0 тыс. гектаров. Его границы были утверждены объединенным решением Московского городского и Московского областного Советов народных депутатов 23 июня 1940 г.
Проживало на территории ЛПЗП около 270,0 тысячи человек. Плотность не превышала 1,6 человека на гектар. Территория ЛПЗП несколько раз передавалась в административно-хозяйственное управление от органов власти Москвы органам власти Московской области и наоборот либо находилась в их совместном ведении. ЛПЗП получил особый статус, однако в последующие годы Москва неоднократно расширяла свои границы за счет ЛПЗП, что противоречило его роли и задаче «как средства физического ограничения роста столицы, а также его главной функции — сохранения благоприятной экологической ситуации».
Градостроительное освоение территории Московской области в основном шло вдоль линий железных дорог; здесь создавались новые промышленные предприятия и росли новые поселки. По направлениям железных дорог развивалась и пригородная дачная зона, тогда как свободные клинья между ними оставались неосвоенными.
В 1930-е гг. по-прежнему большое влияние на формирование структуры и планировки исторических городов оказывала развивающаяся промышленность; продолжалось расширение и строительство многих новых предприятий, что вызвало приток рабочей силы и обострило жилищную проблему.
Поэтому в старых городах, имеющих промышленное значение, наряду со «штучным» велось комплексное строительство жилых домов целыми кварталами. Однако здесь почти всюду преобладало малоэтажное жилище, так же как и в поселковом строительстве того времени. Подмосковные города еще во многом сохраняли черты старой дореволюционной застройки.
На этом этапе началась подготовительная работа к составлению новых генеральных планов городов с целью упорядочения и усовершенствования их структуры и застройки. Намечалось перспективное развитие нового жилищного строительства и строительство коммунальных обслуживающих учреждений. Особое внимание в проектах обращалось на архитектурное решение главных улиц и площадей, на них планировалось строительство советских общественных зданий и зданий учреждений культуры. Этой же цели должна была отвечать и периметральная застройка кварталов с выявлением парадного фронта домов вдоль улиц. Большое значение в генеральных планах придавалось благоустройству подмосковных городов.
В это же время происходил снос ценных исторических зданий, разрушались либо лишались своего высотного завершения многие культовые сооружения. Это отрицательно сказалось на градостроительной композиции и силуэтах ряда городов Московской области, обеднило облик и панорамы городов и их окрестностей. Тогда лишились многих своих архитектурных памятников Серпухов, Кашира, Волоколамск, Коломна и другие исторические города. Интенсивно происходило разрушение церквей в сельской местности.
Уже в 1930-е гг. в связи с неравномерностью развития территории Московской области возникла необходимость в составлении проекта районной планировки. В проекте было намечено размещение сети санаториев, пионерских лагерей и домов отдыха вдали от придорожных поселков, в наиболее благоприятных для отдыха местах. С этой целью предполагалось активно использовать живописные берега Москвы-реки и ее притоков, вдоль трассы канала Москва — Волга. Этот план предусматривал и упорядоченность в размещении новых поселков, для которых отводились глубинные неосвоенные места, но с удобной связью их со станциями железной дороги.
Начало Великой Отечественной войны помешало осуществить этот проект, но многие его идеи легли в основу более поздних проектов районной планировки Московской области.
В 1940 г. была электрифицирована железная дорога на участке Москва — Мытищи — Софрино. Размеры пассажирских перевозок увеличились в три раза.
В предвоенные годы был построен Внуковский аэропорт.
Война нанесла огромный урон Московской области. 640 населенных пунктов области были уничтожены полностью, 1600 разрушены частично. До основания был разрушен и сожжен г. Истра, сильно пострадали Волоколамск, Клин, Солнечногорск, Можайск, Звенигород, Верея, Руза, Дмитров, Серпухов, Кашира. В городах Московской области было уничтожено 12 тыс. жилых зданий, разрушены архитектурные памятники, многие промышленные предприятия, выведены из строя все шахты Подмосковного угольного бассейна.
Работа по составлению генеральных планов с учетом новых градостроительных требований началась еще во время войны и продолжалась в течение первого послевоенного десятилетия. При этом особое внимание обращалось не только на усовершенствование структуры планировки и застройки, но и на общую градостроительную композицию и архитектуру, преемственное развитие и национальные традиции. Характерен в этом отношении новый генеральный план г. Истры, разработанный А.В. Щусевым в 1942-1943 гг.
Однако начинать пришлось с решения неотложных практических нужд: с восстановления жилищ, промышленных предприятий и общественных зданий.
После войны 1941-1945 гг. были построены две кольцевые автомобильные дороги — Малое Московское кольцо и Большое Московское кольцо, вдоль которых были расположены военные полигоны, имеющие стратегическое оборонное значение.
К октябрю 1947 г. промышленность столицы и области достигла довоенного уровня производства.
На первых порах дома в городах строились малоэтажные из различных местных строительных материалов. Многие из кварталов, построенных в послевоенные годы в городах и поселках, сохранились до настоящего времени, составляют большую часть ветхого жилищного фонда Московской области. Лишь восстанавливаемые промышленные предприятия и общественные здания строились капитальными.
В дальнейшем, с ростом экономического потенциала области, в ее городах началось капитальное строительство жилья, причем на свободных окраинных территориях, где можно было создавать полноценные кварталы-комплексы со всеми видами благоустройства.
В послевоенные годы начался стремительный рост металлургического центра Московской области — г. Электросталь, превратившегося в благоустроенный город с регулярной уличной сетью, Дворцом культуры и множеством комплексно застроенных жилых кварталов. Значительно возросла и роль многих других промышленных городов и поселков Московской области, расположенных вдоль железнодорожных магистралей, где также велось большое капитальное строительство.
Военный и послевоенный периоды принесли много потерь лесопарковому поясу, связанных с интенсивным промышленным развитием городов и поселков; на основе бывших мастерских и фабрик образовались заводы, устраивались аэродромы, прокладывались узкоколейки. Уменьшилась площадь лесов.
В послевоенные годы продолжились работы по электрификации Московского железнодорожного узла; развернулись подготовительные работы по реконструкции автострад по направлениям Горький, Минск, Симферополь, что должно было теснее связать Москву с промышленными городами области. В окрестностях Москвы были построены мощные очистные сооружения с их сложным инженерным хозяйством и целым комплексом различных построек.
Массовое строительство жилья в Подмосковье стимулировало внедрение типовых решений. На их основе производилась комплексная застройка в г. Люберцы, Люблино, в поселке Северном, где в структуру кварталов вводились и здания обслуживающих учреждений — детских и торговых. На этом этапе преобладали классические приемы композиции кварталов с симметричным и уравновешенным расположением элементов и выявлением их внешнего архитектурного фронта.
Опытные образцы сборных типовых домов были возведены в подмосковных поселках Карачарово, Болшево и некоторых других.
Восстановление народного хозяйства, сопровождавшееся ростом производственной базы городов и поселков области, создало основу для развития новых отраслей промышленности, привело к появлению новых научных и научно-производственных центров.
С конца 1950-х гг. на территории области была создана мощная сеть домостроительных комбинатов и заводов строительных материалов.
В первые послевоенные годы статус города получили: Электрогорск, Жуковский, Домодедово, Хотьково, Лосино-Петровский, Фрязино, Железнодорожный и Куровское. В 1940-1950-х гг. изменились административно-территориальные границы области и ее отдельных районов. В 1944 г. Покров отошел к Владимирской области. В том же году был создан Ступинский район с центром в г. Ступино. В 1946 г. из Московской области в Рязанскую область были переданы пять районов (Горловский, Михайловский, Октябрьский, Скопинский и Чапаевский), в 1957 г. в Тульскую область — районы Подмосковного угольного бассейна (Сталиногорский, Гремячевский, Донской, Кимовский и Узловский).
Состояние городов Московской области во многом определялось бурным развитием Москвы. Расширив свои границы, она не только поглотила значительную часть пригородной зоны с расположенными здесь многочисленными поселками, но и вызвала прилив населения в ближайшие к ней города. Произошел стремительный рост и некоторых поселков, расположенных на железнодорожных магистралях, ведущих к Москве.
Проходившие в 50-60-е годы процессы ликвидации «неперспективных» сельских поселений привели к утрате деревень, особенно в удаленных районах Московской области. Процесс утраты коренного сельского населения в связи с низким уровнем жизни привел к частичной, а иногда почти полной замене постоянного населения сел и деревень временным сезонным населением — горожанами, которые приобрели дома в сельских поселениях. Аналогичные процессы характерны и для соседних областей Российской Федерации.
Быстрый рост экономики, усиление темпов капитального жилищно-бытового и культурного строительства привели к появлению во второй половине 1950-х годов ряда новых городов, таких как Электроугли, Долгопрудный, Лыткарино, Луховицы, Одинцово, Ожерелье.
Научно-техническая революция привела к увеличению роли такого градообразующего фактора, как наука. Тенденция к объединению смежных научных учреждений с развитой экспериментальной базой, а также необходимость для ряда отраслей в изолированности от крупных городских поселений по соображениям секретности — все это явилось основой для образования новых городов — научных центров.
В 1956 г. на карте Московской области появился новый город Дубна, который возник и получил всемирную известность в связи с созданием крупной международной организации — Объединенного института ядерных исследований.
К 1959 г. был восстановлен довоенный уровень численности населения Московской области (4,8 млн. человек), причем произошло увеличение численности городского населения (2,7 млн. человек против 2,1 млн. человек в 1939 году).
В послевоенный период проводились широкомасштабные лесовосстановительные работы. Площадь территорий, занятых лесами, росла: в 1949 г. — 35,6%; в 1961 г. — 38,7%; в 1973 г. — 40,0%; в 1983 г. — 41,7%; в 1988 г. — 41,0%; в 1993 г. — 40,0%.
В 1960-1961 гг. часть территории области была передана в административное подчинение Московского Совета; такие города, как Бабушкин, Кунцево, Люблино, Перово, Тушино, Кусково были включены в состав Москвы. Были объединены также территории некоторых городов (Костино влилось в Калининград, Щурово — в Коломну, Новокаширск — в Коломну), многие пригородные селения городов области вошли в их городскую черту. Границей между Москвой и областью стала Московская кольцевая автомобильная дорога. Новой застройкой г. Москвы был практически поглощен лесопарковый защитный пояс, идея создания которого была сформулирована в Генеральном плане Москвы 1935 г.
В 1960 г. Совет Министров СССР постановлением «О расширении границ города Москвы и подчинении Мосгорисполкому лесопаркового защитного пояса» установил новые границы ЛПЗП и увеличил его территорию до 172,5 тысячи га. В новые границы вошли северный комплекс водохранилищ — Клязьминского, Учинского, Пяловского, Пестовского — в системе канала им. Москвы, территории вдоль Москвы-реки и р. Пехорки. Более чем 40% территории занимали лесопарки.
За годы существования ЛПЗП были созданы благоустроенные лесопарки в Мытищинском, Красногорском, Ленинском районах, сформировались комплексы отдыха.
Наряду с этим в лесопарковый защитный пояс в 1960-1970 гг. вошли 11 промышленных городов, в которых проживали уже более 1,0 млн. человек, а предприятия городов относились к важнейшим отраслям народного хозяйства.
Задачи, закрепленные в Правилах застройки ЛПЗП г. Москвы, в которых ЛПЗП трактовался как «зеленые легкие» Москвы, не были решены. Реально велось как эпизодическое, так и массовое выделение территорий для нужд Москвы под строительство отдельных предприятий, в том числе предприятий военно-промышленного комплекса, и жилищное строительство, размещение объектов Министерства обороны и т.п. Наиболее существенное значение имело выделение в 1984 г. в соответствии с решениями ЦК КПСС и Совмина СССР около 10000 га резервных территорий для строительства г. Москвы.
Генеральным планом развития Москвы 1971 года было предусмотрено создание системы озеленения Москвы, предусматривающей «водно-зеленый диаметр» по р. Москве и семь «зеленых клиньев», которые имели выходы на территорию ЛПЗП. Однако в последующем их территории значительно уменьшились в размерах; в особенности изменился северо-западный «зеленый клин» в связи с застройкой жилых районов Строгино и Крылатское. Уменьшились и взаимосвязи «клиньев» с лесопарковым защитным поясом в связи с освоением резервов Москвы — Митино, Солнцево, Бутово и др.
К началу 1960-х гг. индустриальное домостроение стало доминировать в Москве, а затем и в Московской области, определив черты ее новой архитектуры. На этом этапе в области были сформированы новые социальные стандарты проживания, всюду строились дома с малометражными квартирами с небольшими кухнями и совмещенными санузлами. Тотальная типизация способствовала тиражированию ограниченного числа серий жилых домов, что привело к единообразию новых жилых районов как в Москве, так и в Подмосковье.
В 1960-1970-е гг. в Подмосковье возникли новые города: Сходня, Лобня, Зеленоград, Видное, Пущино, Солнцево, Щербинка и Троицк. В этот период градообразующим фактором стала наука. В г. Пущино разместился важнейший комплекс биологических исследований АН СССР. В Протвино (близ г. Серпухова) было завершено строительство крупнейшего в мире ускорителя протонов. Возникновение в этом же году г. Троицка также было обусловлено развитием ряда исследовательских институтов. Калининград (ныне г. Королев) возник на основе строительства мастерских, куда были эвакуированы оборудование и рабочие из Санкт-Петербурга. Из поселка, постепенно перестраиваясь, он превратился в город.
Процесс развития промышленной базы городов Московской области превратил большинство из них в многоотраслевые центры современной индустрии. В Коломне, например, в 1957 году был построен Щуровский цементный завод и завод железобетонных конструкций, в 1967 году — домостроительный комбинат.
Добыча торфа осуществлялась практически до конца XX века. Из-за интенсивной добычи торфа в Московской области образовались огромные территории выработанных площадей торфяных месторождений. Их площадь составляет около 100000 га. Более трети таких площадей представляют карьеры. Особенно много таких площадей в Шатурском, Орехово-Зуевском, Павлово-Посадском районах.
Коренная реконструкция Москворецкого водного пути в 1970-х гг. с повышением пропускной способности шлюзов позволила увеличить завоз грузов в Москву водным транспортом. Тысячи тонн тяжелого громоздкого груза доставлялись по Оке в Москву. Окские шлюзы были построены в 1915 году. До 1990-х гг. в период навигации по Оке проходило около 150 рейсов пассажирских и туристических судов. Транспортный пассажиропоток составлял порядка 25 тыс. человек.
С начала 1970-х гг. в Московской области началось строительство более совершенных серий жилых домов. Такие дома определили архитектурное лицо некоторых жилых микрорайонов Серпухова, Коломны, Подольска, Ногинска.
В 1970-е гг. начали изменять свой облик центры исторических городов; в этот период в них появились новые здания административных центров, общественных организаций и обслуживающих учреждений, Дворцов культуры. Это произошло в таких городах, как Серпухов, Звенигород, Верея, Загорск, Павловский Посад и некоторых других. Реконструкция исторических центров происходила в характерных для этого времени «лапидарных» формах архитектуры, зачастую в панельном исполнении и по типовым проектам, что привело к нарушению масштаба среды, искажению структуры и облика исторической застройки.
Стремительно развивались недавно основанные новые города, бывшие пригородные и пристанционные поселки. В них в это время было создано много новых жилых массивов, велось капитальное строительство промышленных и общественных зданий. Кардинально изменились такие города, как Жуковский, Мытищи, Балашиха, Химки, Солнечногорск, Люберцы и многие другие, превратившиеся в крупные урбанистические образования, застроенные многоэтажными зданиями. Здесь были созданы укрупненные жилые единицы — микрорайоны со всеми видами удобств и благоустройства.
Произошли изменения в сельской местности Московской области; здесь вместо обычных деревень для работников совхозов и колхозников начали создаваться поселки центральных усадеб совхозов и колхозов, застроенные 3-, 5-этажными домами. Нередко такое строительство ограничивалось возведением 1-2 домов, вступавших в диссонанс с исторически сложившимся обликом села и ландшафтов. Многие сельские населенные пункты были объявлены «неперспективными». Эти населенные пункты при отсутствии объектов социального обслуживания, транспортного сообщения были обречены на вымирание или постепенно превращались в места сезонного проживания.
В преобразовании ландшафта Московской области немаловажная роль отводилась организации мест массового отдыха горожан. В рекреационных целях стала осваиваться наиболее здоровая местность по течению Москвы-реки и трассе канала им. Москвы с системой его водохранилищ. Были сформированы зоны отдыха в районе Можайского моря, в окрестностях Звенигорода, у озера Сенеж и в ряде других мест.
Завидовское научно-опытное заповедное хозяйство (примерно 56 га) было подчинено Министерству обороны СССР. Постановлением Госплана СССР от 27 апреля 1981 года N 77/106 по охране государственных заказников с целью сохранения воспроизводства и восстановления отдельных или нескольких компонентов природы и поддержания природного баланса было поставлено на охрану 99 объектов, из них 82 заказника, 15 памятников природы и 2 заповедника.
В 1960 г. стали работать Шереметьевский и Домодедовский аэропорты.
В период с 1959 по 1979 год происходила ускоренная урбанизация Московской области. Население Московской области по сравнению с показателями 1959 года увеличилось на 1,4 млн. человек. Доля городского населения увеличилась с 57% до 75%. Численность сельского населения за двадцатилетний период уменьшилась на 0,5 млн. человек. По данным переписи 1979 года, население Московской области составило 6,2 млн. человек, в том числе городское население — 4,64 млн. человек, сельское — 1,58 млн. человек.
До начала 1930-х годов земли Московской области развивались в едином административно-территориальном образовании с городом Москвой — центром.
К началу XX века в Московской губернии было 13 уездов (один из них с центром в г. Москве) с 13 городами — уездными центрами и двумя городами-посадами. Городское население на территории нынешней Московской области составляло 116 тыс. человек.
События XX века в России вызвали серьезнейшие изменения в развитии центрального региона. Увеличилась территория губернии, а затем области с 33,3 тыс. га до 47 тыс. га. Изменилась административно-территориальная структура. Москва и область стали самостоятельными субъектами Российской Федерации.
Количество городов резко увеличилось. В советский период более 50 населенных пунктов получили статус городов. Активно застраивались территории в центре региона. В течение XX века территория Москвы выросла с 18 тыс. до 107,4 тыс. га, а население с 1,3 млн. человек до 10 млн. человек.
За период 2003-2004 годов в Московской области произошли значительные изменения в составе городских населенных пунктов. 4 поселка городского типа были преобразованы в города: Котельники, Кубинка, Голицыно, Старая Купавна. Город Сходня был включен в состав г. Химки. Девятнадцать поселков городского типа и дачных поселков ликвидированы в связи с включением в состав близлежащих городов или объединением с другими поселками. Так, в состав г. Домодедово вошли поселки Востряково и Белые Столбы, в который, в свою очередь, вошел поселок Барыбино. В состав г. Королева вошли поселки Болшево, Первомайский, Текстильщик, в состав г. Лобни — пос. Луговая, в состав г. Воскресенска — пос. Лопатинский. Одиннадцать поселков городского типа и дачных поселков преобразованы в сельские населенные пункты. В итоге на 15 сентября 2004 года в Московской области насчитывается 79 городов, 55 рабочих поселков, 18 дачных поселков и два поселка.
Население городов и поселков городского типа составляет 5,3 млн. человек. Самым большим является город Подольск (188,3 тыс. человек), самым малым — г. Верея (5,2 тыс. человек). На территории области 15 городов с населением более 100 тыс. человек.
Территории городов в настоящее время составляют 198,4 тыс. га (4,3% от территории области).
В течение всего XX века градостроительные процессы в Московской области сопровождались резким ростом населения, развитием промышленности, возникновением и ростом городов, в особенности вокруг ее центрального ядра — города Москвы. Это привело к формированию одной из крупнейших в мире систем расселения.
Для пространственного развития Московской области 1980-1990-х годов характерно освоение резервных территорий в городах и поселках городского типа, а также размещение объектов строительства на межселенных территориях, особенно в центральных районах Московской области, что привело к срастанию городов и поселков, поглощению сельских поселений городами и поселками городского типа, застройке межселенных территорий. Таким образом, в центральной части области города и поселки получили активное развитие по радиальным направлениям автомобильных и железнодорожных магистралей, образовав практически непрерывно застроенные городские образования с численностью населения от 600 тыс. человек до 1,5 млн. человек. На периферии области на основе, как правило, исторических городов и на радиальных транспортных магистралях также сформировались локальные системы расселения, но в целом в развитии периферийной зоны не было такого серьезного искажения структуры расселения, как вблизи Москвы.
В 1990-е годы были разработаны Основные направления развития Москвы и освоения резервных территорий г. Москвы, отведенных под многоэтажное жилищное строительство в середине 1980-х годов (Митино, Куркино, Солнцево, Бутово) до 2010 года (1992 г.), и Основные положения основных направлений градостроительного развития Москвы и Московской области на период до 2010 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *